О питомнике / About kennel
Новости / News
Французские бульдоги Bouledogue francais
Русский той / Russkiy toy
Йоркширский терьер / Yorkshire terrier
Китайская хохлатая собака / Chinese Crested dog
Мопс / Pug
Ши-тцу / Shih tzu
Продажа / For sale
Наши Чемпионы / Our Champions
Уголок памяти / Memorial
Библиотека
Контакты / Contacts
Ссылки / Links
Наши кошки / Our cats
 

Библиотека.

Азы дрессировки.

 

Воспитание щенка.
Первые 6—8 месяцев жизни щенок наиболее впечатлителен, что сказывается на формировании и становлении его характера. Вполне понятно, что именно в этот период его жизни должно уделяться больше всего внимания в его воспитании (прививка так называемых "положительных" качеств, высвечивание и закрепление желательных рефлексов, использование характерных породе инстинктов).
Выработку определенных навыков и примеров следует начинать с момента появления щенка в Вашем доме. Любовь к питомцу — самый лучший рычаг воспитания. Щенка энергичного и напористого необходимо поощрять, робкого и нерешительного расположить к себе. Необходимо не терять самообладания, избегать резких движений, команды отдавать спокойным голосом. Наказывать щенка можно только в исключительных случаях, сводя болевые ощущения к минимуму. Нельзя бить щенка рукой, поводком - для этого используют тонкий прутик или свернутую газету. Помните, что щенок легко возбуждается, но так же легко и устает. Поэтому не утомляйте своего питомца, меняйте игры с ним, делайте паузы для отдыха. Тогда он всегда будет рад общению с Вами и не будет докучать, если Вы устали.
В щенке заложены инстинкты и рефлексы положительного свойства, но каким вырастет Ваш питомец, зависит полностью от Вас. Недаром существует поверье, что собака — это зеркало Вашей души, так сделайте так, чтобы Вам не было стыдно перед другими показать свои слабости и недостатки через своего любимца.

Приучение к чистоплотности.
В период приучения к чистоплотности нельзя допускать, чтобы щенок бегал по всему дому. Если Вы все-таки позволяете ему это, то скоро увидите, что он сам выберет себе место для туалета, которым может оказаться Ваша спальня или гостиная. Вы можете легко и быстро приучить щенка к чистоте, если какое—то время побудете вместе с ним в помещении, выбранном для этой цели. Ваша цель — научить его оправляться в определенном месте. Застелите часть комнаты газетами и понаблюдайте за щенком. Как только увидите, что он суетливо бегает маленькими кругами, собираясь присесть, быстро перенесите его на газеты и слегка придержите до тех пор, пока он не оправится. Похвалите и погладьте его. Когда Вы будете убирать грязные газеты, оставьте маленький мокрый кусочек: в следующий раз этот запах приведет сюда щенка. Если он ошибется и сделает лужу в другом месте, вытрите ее сначала теплой водой, а затем раствором уксуса, нашатырного спирта или марганцовки — это уничтожит запах и предотвратит потемнение пола. Чтобы приучить щенка оправляться на газеты, Вам потребуется всего несколько дней. Как только Вы заметите, что щенок оправляется только на газеты, оставьте застеленным только небольшой участок. Когда щенок четко все усвоит, выпустите его в другие комнаты и все время следите за ним. Первое время лучше провести щенка по всем комнатам несколько раз на поводке, чтобы сразу отвести его на место при первых признаках приближения "события". Этот рефлекс на газету у некоторых щенков закрепляется настолько сильно, что всю прогулку они могут терпеть, чтобы оправиться дома на газету. В таких случаях Вам придется некоторое время брать с собой на прогулку газету.
Нормальный здоровый щенок всегда оправляется после пробуждения, каждого кормления и сильных нагрузок.
До семи, а иногда и до восьми месяцев щенок не в состоянии управлять своими мышцами, сфинктером и пищеварительной системой. Он не может долго терпеть, поэтому на этот период Вам придется смириться с тем, что все свои оправления щенок будет делать в доме.

Приучение к кличке, ошейнику и поводку.
Кличка собаки — звуковой сигнал, применяемый во всех случаях, когда необходимо привлечь внимание собаки. Для клички следует использовать короткое, звучное слово. Каждая собака приучается к кличке, как правило, в щенячьем возрасте. Но возможно приучение к кличке и взрослой собаки, если ее кличка неизвестна или прежнюю кличку хотят заменить новой.
Это делается так. Каждый раз при подходе к собаке ласковым тоном произносится кличка, затем предлагается пища в кормушке (во время кормления) или заранее приготовленное лакомство. Произнесение клички с дачей лакомства можно повторить два-три раза при каждом подходе к собаке. В последующем, по мере выработки у собаки условного рефлекса на кличку, лакомство заменяют поглаживанием и произнесением слова "Хорошо!".
Приучение собаки к ошейнику и поводку осуществляется, как правило, в щенячьем возрасте. Иногда возникает такая необходимость и при дрессировке взрослых собак. Вначале приучают спокойно относиться к надетому ошейнику. Подбирайте мягкий ошейник. Хозяин, называя кличку собаки, дает ей лакомство и во время поглаживания накладывает на шею собаки ошейник и, поддерживая за концы, отвлекает собаку игрой. Если собака не проявляет беспокойства, то владелец оставляет надетый ошейник на собаке. Если же собака начинает беспокоиться, то необходимо снять ошейник и после небольшого перерыва попробовать одеть еще раз. Время пребывания собаки в ошейнике следует увеличивать постепенно. В последующем мягкий ошейник заменяют обычным.
Приучив собаку к ошейнику, приучают ее свободно двигаться на поводке. Вначале пользуются легким веревочным поводком длиною 5—6 метров. Поглаживая собаку, пристегните поводок к заранее надетому ошейнику и выведите собаку на прогулку. Увлеченная игрой, прогулкой собака обычно слабо реагирует на поводок. Если она будет беспокоиться, нужно отвлечь ее произнесением клички, лакомством и различными играми. В последующем надо пользоваться стандартными поводками (коротким и длинным).
С первых же дней нужно следить за тем, чтобы собака не играла поводком, не хватала его, иначе она привыкнет грызть поводок. В процессе приучения собаки к ошейнику и поводку ни в коем случае нельзя применять принуждения. Это может вызвать у нее боязнь ошейника и поводка, а также недоверие к своему хозяину.

Подзыв собаки.
Прежде всего нужно выработать у собаки условный рефлекс — подходить к хозяину по команде "Ко мне!" из свободного состояния.
Хозяин, выгуливая собаку на длинном поводке, называет ее кличку и громко, поощряюще подает команду "Ко мне!", показывая кусочек мяса. С целью побуждения собаки к быстрому движению двигается спиной вперед от собаки, повторяя команду "Ко мне!".
Как только собака подойдет к хозяину, он дает ей лакомство и поглаживает, произнося "Хорошо!", "Ко мне!", "Хорошо!".
Если собака на команду "Ко мне!" и на показ лакомства не реагирует, хозяин подает команду и одновременно легким натягиванием поводка подводит собаку к себе, после чего дает лакомство, сопровождая восклицанием "Хорошо!".
При медленном и вялом подходе собаки рекомендуется отбегать от нее, повторяя команду "Ко мне!" и показывая пищу; если нужно, подтянуть поводок.
С целью выработки внимания у собаки, хозяину рекомендуется прятаться от нее за различными укрытиями (куст, дерево, яма, бугор и так далее) в момент отхода и отвлечения собаки от него.
Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде "Ко мне!" быстро подбегает к хозяину из любого положения на расстоянии длинного поводка.

Приучение собаки ходить рядом.
Навык вырабатывается в основном контрастным методом. Первоначальные занятия проводятся в облегченных условиях. Участок должен быть ровным.
Хозяин, взяв собаку на короткий поводок, ставит ее с левой стороны так, чтобы левая его нога была примерно посредине корпуса собаки. Такое положение дает возможность хозяину наблюдать за поведением собаки и облегчает управление ею во время движения.
Свободный конец поводка он надевает петлей на правую руку выше кисти, левой рукой берет поводок на расстоянии 20—30 см от ошейника и правой рукой перехватывает середину поводка. Начиная движение, дрессировщик произносит кличку собаки, подает команду "Рядом!" и делает рывок поводком вперед, заставляя собаку идти возле левой ноги.
На первых занятиях собака обычно отвлекается, отстает или забегает вперед и в стороны. В этих случаях хозяин подает команду "Рядом!" и делает рывок поводком.
Как только собака примет правильное положение у левой ноги хозяина, он произносит "Хорошо!", дает лакомство и поглаживает собаку. Правильным положением собаки при движении рядом с дрессировщиком следует считать такое, когда отставание или забегание ее вперед будет не больше чем на полтуловища.

Свободное состояние собаки.
Во время занятий собаке необходимо периодически предоставлять отдых, давать возможность свободно погулять. Поэтому собака должна быть приучена к переходу в свободное состояние по команде или жесту владельца. Это может быть команда "Гуляй!" или жест — выбрасывание правой (левой) руки снизу вверх на высоту плеча в сторону движения.
Приучение собаки к переходу в свободное состояние начинается с первых дней общения с собакой. По команде "Гуляй!" или жесту собака должна быстро переходить в свободное состояние и не отходить от хозяина дальше чем на 30 метров.

Отработка запрещающей команды "Фу!".
Если Вы хотите иметь воспитанную собаку, помните, что добиться этого можно только постоянными занятиями со щенком на самых ранних этапах. Щенок в 6—9 месяцев уже в состоянии понять смысл команды "Фу!" ("Нельзя!"). Вы, в свою очередь, должны отвечать за свои слова: когда Вы произносите слово "Нельзя!", оно должно означать именно "Нельзя!" и ничего более. С первого же раза, как только Вы увидите, что щенок делает что—либо запретное (например, грызет провода или Ваши туфли), начинайте учить его. Громким твердым голосом произнесите "Нельзя!". Щенки боятся громких, резких звуков, и Ваш расшалившийся питомец быстро соотнесет слово "Нельзя!" с чем-то неприятным. Как правило, команды "Нельзя!", сказанной решительным, строгим голосом, бывает достаточно, чтобы щенок прекратил запрещенное действие. Некоторые щенки, особенно взрослеющие, остаются совершенно равнодушными к этой команде. В этом случае Вы должны одной рукой крепко держать щенка, а другой, в которой зажата газета, прутик, тряпка, не сильно шлепнуть его.
Такой метод воспитания может показаться жестоким, но Вы должны понимать, что щенок не затаит на Вас обиду, если Вы его накажите, застав на "месте преступления", а, наоборот, станет послушным. Будьте уверены, Ваш питомец достаточно умен, чтобы понять, за что его отшлепали. Если Вы видите, что отшлепанный щенок усвоил причину наказания, позовите его к себе, поговорите с ним ласковым тоном, похвалите за то, что подошел к Вам. Хотя такой метод воспитания и кажется противоречивым, тем не менее он сильно воздействует на щенка. Ваш питомец тотчас же простит Вас, постарается "объяснить", что провинился и заслужил наказания, и "пообещает" впредь так больше не поступать. Этот способ приучения к порядку весьма результативен, поэтому к нему следует прибегать всякий раз, когда щенок совершит очередной проступок.

Посадка собаки.
Занятия по выработке первоначального условного рефлекса на команду "Сидеть!" проводятся в облегченных условиях.
Дрессировщик поворачивается к стоящей слева у его ноги собаке, берет поводок в правую руку в 10—15 см от ошейника, а левую руку ладонью вниз, большим пальцем к себе держит в готовности к нажиму. После этого подает команду "Сидеть!" и производит легкий рывок поводка вверх и назад, сочетая с нажимом на область между поясницей и крупом.
Как только собака села, дрессировщик повторяет команды "Сидеть!", "Хорошо!" в ласковом тоне и, продолжая удерживать ее в сидячем положении, поглаживает и дает лакомство. Подержав собаку в этом положении 5—10 секунд, он предоставляет ей свободное состояние. Через 2—3 минуты упражнение повторяется вновь.
Первоначальный условный рефлекс можно считать выработанным, если собака по команде "Сидеть!" садится и остается в этом положении в течение 10—15 секунд, а при отходе от нее на расстояние до двух шагов не срывается с места.

Укладка собаки.
К укладке следует приступать после выработки условного рефлекса на команду "Сидеть!".
Собаку можно заставить ложиться одним из следующих способов:
а) "подсечкой" — обе передние ноги вытягиваются вперед легким ударом сзади наперед с одновременным нажатием на холку;
б) вытягиванием обеих конечностей с надавливанием на
холку;
в) подергиванием за поводок вниз и вперед с надавливанием
на холку;
г) применением лакомства: держа в правой руке лакомство, возбудить собаку и отвести руку с лакомством вперед и вниз, повторяя команду "Лежать!".
Последние два способа применяются при дрессировке собак, не дающих трогать (брать) за конечности, особенно чрезмерно злобных.
Первый способ применяется так. Посадив собаку у левой ноги, дрессировщик поворачивается к ней лицом и приседает или становится на левое колено. Назвав собаку по кличке, подает команду "Лежать!", затем левой рукой нажимает на холку и одновременно правой рукой отводит передние конечности вперед. Как только собака легла, следует поощрить ее произнесением слова "Хорошо!", поглаживанием и дачей лакомства. Подержав собаку в лежачем положении 5— 10 секунд, нужно дать ей лакомство и предоставить свободное состояние.
Если собака сразу же после укладки попытается встать, следует подать команду "Лежать!" строгим тоном и нажать на холку. После некоторого перерыва упражнение повторяется.
На первых порах собака может завалить круп или допустить другие ошибки. Это не считается недочетом, так как вначале достаточно того, чтобы собака ложилась по команде. По мере выработки условного рефлекса требования к собаке повышаются: отрабатывается выдержка в положении укладки, увеличивается расстояние отхода дрессировщика от собаки и др.
После того как собака по первой команде "Лежать!" ложится и остается в этом положении до 15—20 секунд при отходе дрессировщика до двух шагов, можно перейти к выработке условного рефлекса на жест. Для этого необходимо посадить собаку, отойти от нее на полтора—два шага и повернуться к ней лицом. Левой рукой слегка натянуть поводок, затем вынести правую руку вперед и вверх на уровень головы и, опуская вытянутую правую руку вниз, ударить по поводку, произнося команду "Лежать!" и заставить собаку лечь.
При этом дрессировщик должен наклониться вперед для того, чтобы сделать рывок поводком вниз. Как только собака легла, ей дается лакомство в сочетании с командой "Хорошо!" и поглаживанием. После некоторой выдержки можно переходить к другим упражнениям.
Параллельно с выработкой условного рефлекса на жест вводятся усложнения:
а) увеличение выдержки собаки в лежачем положении до
двух—трех минут;
б) увеличение расстояния между дрессировщиком и собакой,
в) укладка собаки с различных положений.
Принцип последовательности усложнений такой же, как и при посадке, но особое внимание в этом периоде обращается на правильное положение корпуса собаки.
После выдержки собаке обязательно дается лакомство. Надо добиться, чтобы собака при выполнении различных последовательных действий не сходила с первоначального места и всегда занимала правильное положение.
Управление собакой на расстоянии осуществляется отдельно по жесту и по команде.
В заключительном периоде дрессировки отрабатываются упражнения с последовательным вводом отвлекающих раздражителей и закрепляются навыки безотказного выполнения действий без поводка.
Навык считается выработанным, если собака ложится безотказно по первому сигналу на расстоянии 25—30 м в сложных условиях окружающей среды, с выдержкой в лежачем положении не менее пяти минут.

Стояние собаки на месте.
Приучение собаки к стоянию следует начинать после выработки условных рефлексов на команды "Сидеть!", "Лежать!" и отрабатывать в комплексе с другими приемами общей дрессировки.
Прежде всего нужно выработать условный рефлекс на команду "Стоять!" в облегченных условиях окружающей среды.
Навык вырабатывается контрастным методом в такой последовательности .
Хозяин, находясь с правой стороны сидящей собаки, подает команду "Стоять!" и через 1—2 секунды правой рукой делает рывок поводка вперед (по отношению к собаке), одновременно левой рукой приподнимает собаку, воздействуя на область живота. Как только собака встала, дрессировщик одобряет ее поглаживанием, повторяет команды "Стоять!", "Хорошо!" и дает лакомство.
При попытке собаки сесть дрессировщик переносит левую руку под живот и поддерживает собаку в стоячем положении, повторяя команду "Стоять!".
После 5— 10-секундной выдержки собака выгуливается. Параллельно с выработкой условного рефлекса на команду "Стоять!" отрабатывается и выдержка в присутствии хозяина.
Когда по команде "Стоять!" собака встает и остается в этом положении до 15—20 секунд, следует переходить к выработке условного рефлекса на жест и к усложнению условий упражнения.
С целью выработки условного рефлекса на жест, посадив собаку на расстоянии одного шага от себя, сделать левой ногой шаг вперед (к собаке), одновременно левой рукой движением снизу вверх приподнять и поставить собаку. В момент легкого воздействия и приподнимания собаки левой рукой подать команду "Стоять!". Как только собака встала, следует поощрить ее лакомством и поглаживанием. Как правило, одновременно с воздействием левой рукой делается легкий рывок поводком вперед.
Выдержка собаки с отходом дрессировщика от нее отрабатывается так же, как при посадке и укладке. Только надо обратить внимание на то, что при стоянии собака часто срывается к хозяину. Чтобы избежать этого, следует расстояние отхода от собаки увеличивать постепенно.
В дальнейшем необходимо добиваться стояния собаки с любого положения, а также останавливать ее по команде или жесту при движении на буме, лестнице и так далее.
Надо поправлять различные ошибки в стойке собаки. Правильной считается стойка, когда собака ровно и прямо держит передние и задние конечности, хорошо растягивает туловище и нормально держит голову.
Навык стояния считается выработанным, если собака четко работает по команде и жесту в любых условиях окружающей среды, правильно растягивает туловище и остается в стоячем положении не менее пяти минут.

Вызов у собаки лая.
Целый ряд навыков рекомендуется отрабатывать, применяя принуждения. Этот метод совершенно непригоден при вызове лая у собаки.
Лай собаки — одна из разновидностей ответных реакций ее на раздражение. Это следствие, в основе которого могут быть самые разнообразные причины.
При воздействии на собаку каким-либо раздражителем возбуждение увеличивается с нарастающей силой лишь до известного предела. При этом, как защитное средство, организм ищет разрядки напряжения.
Следовательно, задача состоит в том, чтобы поставить собаку в такие условия, при которых лай станет единственно доступной разрядкой нервного напряжения для того, чтобы привести организм в естественное равновесие.
Поэтому при отработке навыка у собаки лаять на вызов пользуются следующими приемами.
Можно, например, привязав собаку к дереву в незнакомой для нее обстановке, сделать вид, что вы уходите от нее. Незнакомая местность и вид уходящего хозяина, как правило, сильно возбуждают собаку, она начинает визжать, а потом лаять. Как только собака начнет лаять, дрессировщик, произнеся команду "Голос!", быстро бежит к ней, повторяя команду в ласковом тоне. Такой способ дает хорошие результаты. Обычно через несколько занятий у собаки образуется условный рефлекс на команду "Голос!".
Другой способ - вызов лая на лакомство. Дрессировщик, усадив собаку перед собой, опускает поводок на землю, наступает на него ногой, берет в правую руку кусочек мяса и помахивает им, подавая команду "Голос!".
Собака рвется к мясу, начинает подпрыгивать, но достать его не может, так как прижатый ногой дрессировщика поводок слишком короток. В конце концов возбужденная видом мяса и невозможностью достать, его собака начинает лаять. Дрессировщик этот момент увязывает с командой "Голос!" и поощряет собаку лакомством. В дальнейшем при сочетании команды "Голос!" и жеста в виде щелчка пальцем правой руки перед собакой у нее вырабатывается условный рефлекс второго порядка — подавать голос на жест.
Голос можно вызвать и на базе оборонительного рефлекса. Когда дрессировщик удерживает собаку на коротком поводке, внезапно появляющийся помощник начинает дразнить ее. Как только собака залает, дрессировщик немедленно произносит команду "Голос!", повторяя ее несколько раз, а помощник в это время скрывается. Всякий раз вызванный на команду "Голос!" лай необходимо подкреплять повторением команды, лакомством и лаской.
В последующем собака лает даже на шорохи, и они увязываются с командой "Голос!".
Можно вызвать лай и на подвешенный предмет. Собака, стремясь достать и схватить его, начинает лаять.
Если трудно вызвать лай на указанные выше раздражители, то используют способ перенимания: соединяют необученную собаку с теми, которые хорошо и четко выполняют команду "Голос!". Этим способом зачастую достигают желаемой цели.
В первые дни занятий по образованию условного рефлекса на команду "Голос!" дрессировщик поощряет собаку лакомством даже за попытку лаять. Потом лакомство скармливают только за громкий и отчетливый лай.
Можно вызвать лай у собаки во время кормления. Подойдя к помещению, где содержится собака, показать ей кормушку с приготовленным кормом и не дать сразу. Собака, естественно, будет возбуждена и залает; в это время надо подавать команду "Голос!".
В тех случаях, когда собака, несмотря на ряд применяемых раздражителей, все же не лает, можно рекомендовать, усиление обычных раздражителей: проводить занятия в сумерки, имитируя шорохи в укрытиях или кустах.
После того как собака будет лаять на команду и жест рядом стоящего человека, начинают вызывать лай на команду и жест с разных расстояний.
Для этого дрессировщик, посадив собаку, отходит от нее на 8—10 метров, повернувшись к ней лицом, произносит команду "Голос!" и пальцем правой руки, несколько поднятой вверх, производят щелочки, требуя лая. Достаточно вначале получить только попытку к лаю, за которую следует поощрить собаку лакомством.
Обычно через несколько упражнений собака хорошо лает по команде, подаваемой с различных расстояний.

Обучение аппортировке.
Мы обычно хотим, чтобы собака приносила нам разные предметы. Безразлично, почему нам это хочется: просто ради развлечения, чтобы позабавить гостей или для игры с за прятанными предметами. В какой степени Вы будете пользоваться этим прирожденным талантом собаки, решать Вам самим, но для большинства собак это любимая игра. Очевидно, это естественное развитие инстинкта, который заставляет приносить добычу в логово. Маленький щенок, завладевший косточкой или старой туфлей, непременно затащит ее в свой уголок. А в поле или в саду он охотно принесет свои находки Вам вместо собственного логова. Дрессировка должна развивать эти естественные наклонности.
Приучить собаку к аппортировке можно в очень раннем возрасте, бросая какую-нибудь мягкую игрушку или мячик на небольшое расстояние в комнате. Щенок, естественно, побежит за игрушкой и почти наверняка схватит ее. Команда "Ко мне!" и привычное похлопывание руками по коленям заставят щенка принести ее вам.
Когда он подбежит, ласково, но решительно погладьте его, хваля как можно более восторженно. Затем дайте команду "Дай!" или другую, которую Вы сами выбрали, и мягко высвободите предмет из зубов щенка, ни в коем случае не применяя силу и резкие рывки. Потом держите предмет вне досягаемости собаки, повторяя "Не тронь!" и не давая щенку схватить его.
Со временем можете вставить команду "Сидеть!" непосредственно перед тем, как щенок должен отдать вам предмет.

Ринговая дрессура.
Необходимо с щенячьего возраста приучать собаку к работе на выставке. Нужно приучать собаку стоять в выставочной стойке, показывать прикус (зубы), правильно двигаться.

Французский бульдог. Коллектив авторов. М. 1998 год.

Написать письмо. Write me. Написать письмо. Write me.